РЕКОМЕНДАЦИИ НА ЛЕТО
Лето - пора отпусков, детского отдыха. важно помнить, что сформированные в течение года навыки (поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут как укрепиться и войти в привычный стеретип, так и "потеряться". Если ребёнок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, автоматизируемых звуках и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребёнка эти упражнения и игры.
Закрепление звуков в речи -это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идёт введение звуков в самостоятельную речь ребёнка. Формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
Мы очень рассчитываем, что за время летнего периода наши воспитаники не потеряют сформированные навыки, недостаточно закреплённые.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что - то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Односторонее говорение, без диалога - малополезно. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения!
Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно. Не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.
ИЗУЧАЕМ ЧАСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
В логопедических группах занятия проводятся по лексическим темам, когда на одной неделе изучается одна тема. Так, в логопедической группе № 4 с детьми первого года обучения одна неделя в ноябре была посвящена изучению частей тела человека.
Так, ребята запоминали названия частей тела. Теперь они знают лоб, локоть, колено, ладонь.
Все занятия проходят с использованием игровых приёмов. Так, названия пальцев рук легче запоминали в упражнениях пальчиковой гимнастики. "Что делаем руками" (слова- действия) закрепляли в нейропсихологических упражнениях, когда левой и правой рукой одновременно выполняются разные движения.
Игры на липучках "Органы чувств" помогли точнее разобраться, что мы можем увидеть, что услышать, что на вкус ощутить и какой аромат почувствовать носом.
Обучение грамоте
Основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте является звуковой анализ слова, который предполагает:
• определение количества звуков в слове;
• фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
• определение места звука в слове.
Чтобы обучение грамоте в школе проходило более успешно, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду, чем мы и занимаемся.
Учителя- логопеды проводят работу по обучнию грамоте на подгрупповых и ндивидуальных занятиях.
Так, например, на одном из индивидуальных занятий работа проводилась по звуко- буквенному анализу слова "РАМА".
Правильный речевой выдох
Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его правильная организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса.
Целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.
У дошкольников очень слабый вдох и выдох ведут к тихой, едва слышимой речи, что затрудняет общение с окружающими. При неумелом распределении дыхания по словам, ребенок делает вдох в середине слова. Либо неравномерный, толчкообразный выдох дает звучание речи то громкое, то тихое. Иногда укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускорееном темпе, без соблюдения логических пауз.
Что делать? Научить детей правильно дышать!
Так, с помощью различных игровых премов и пособий учим детей делать спокойный вдох носом и длительный плавный выдох ртом, при этом плечи не поднимать и щеки не надувать.
Используются такие пособия, как бумажные разноцветные листья, ветерки, логопедические вертушки, дыхательный лабиринт с шариком, сдувание и выдувание легких предметов через коктейльную трубочку.
В игровых приемах быстрее и эффективнее проходит процесс формирования правильного речевого дыхания.
Логопедическая диагностика
Первые две недели сентября и последние две недели мая учитель - логопед проводит логопедическое обследование воспитанников логопедической группы.
На данном обследовании специалист проверяет актуальный уровень развития речи ребенка, соответствующий определенному возрасту:
- развитие активного и пассивного словаря;
- уровень сформированности фонематического восприятия и слоговой структуры речи;
- звукопроизношение;
- формирование грамматического строя речи;
- связную речь.
Данная диагностика речевого развития проводится в игровой форме.
Материал подбирается с учетом возраста и уровня развития ребенка. Изучается способность образовывать множественное число существительных, подбирать слова - признаки и слова - дейтсвия к предмету, умение обобщать группу предметов, называть обобщающее слово, выделять лишний предмет и объяснять свой выбор. Также анализируется умение дошкольников составлять предложения по сюжетной картинке, короткий рассказ по серии картин. Обращаем внимание на правильное согласование слов в предложении по роду, числу, падежу.
Кроме того, учитель- логопед обследует уровень формирования звукопроизношения, речевого дыхания, голосоподачи, темпа и ритма, общего звучания речи, учитывая динамику формирования данных параметров для детей второго года обучения и первичный уровень для дошкольников первого года обучения в логогруппе.
ЛОГОИГРЫ ЛЕТОМ
Не секрет, что лето – пора отдыха и веселья. Но не следует забывать, что наша речь требует постоянного развития, совершенствования, поэтому даже летом необходимо закреплять поставленные звуки, развивать фонематический слух, грамматический строй речи, обогащать словарный запас ребенка. Все вышеперечисленное можно делать в игровой форме, в непринужденной обстановке, играя. Рекомендуем игры и упражнения для развития речи детей:
* Игра «Поймай звук» - развитие и совершенствование фонематического слуха. Взрослый дает задание: «Я буду тебе называть слова, а ты, если услышишь звук …(назвать любой звук), хлопнешь в ладоши (топнешь, стукнешь по столу, прыгнешь, присядешь и т. д.). Следует помнить, что нельзя смешивать мягкие и твердые звуки. (Например, в слове лиса мягкий звук ЛЬ и его нельзя использовать при «ловле» твердого звука Л в слове).
* Игра «Хлопни – топни» так же на развитие фонематического слуха и похожа на предыдущую игру. Взрослый объясняет правила: «Я буду называть слова, а ты, если услышишь звук Ш, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук Ж, топнешь ногой». Подбирать слова необходимо на парные звуки: Ш-Ж, С-З, К-Г, Т-Д, Б-П, В-Ф или на противоположные: Ш-С, Ж-З, Р-Л.
* Игра «Попугайчик» снова на развитие фонематического слуха. Взрослый говорит ребенку, что он будет попугайчиком, а попугаи очень любят повторять за людьми разные слоги. Взрослый называет слоговые ряды, а ребенок повторяет. Необходимо добиваться правильного, точного повтора слогов. Примерные слоговые ряды: ТА-ТО-ТУ, МА-МО-МУ, КО-КУ-КА, БЫ-БА-БО, АТ-ОТ-УТ, ИТ-ЭТ-АТ,…
* Игра «Отгадай словечко» - развитие звуко-слоговой структуры слова. Взрослый показывает на предмет (например, на скамейку) и задает вопрос: «Это смекайка?», ребенок должен ответить только «да» или «нет». «Это скамейна, скумейка, скамейпа, скамейка, и. т.д.
* Игра «Один - много» - развитие лексико-грамматической стороны речи + автоматизация звука. Взрослый говорит: «Сейчас я буду называть слова, а ты поменяй их так, чтобы стало много. Например, слон – много слонов». Слова подбирать можно так, чтобы был закрепляемый звук.
* Игра «Скажи ласково» - это игра так же на развитие лексико – грамматического строя. Взрослый объясняет: «Сейчас мы поиграем в игру, в которой нужно называть все слова ласково. Например, полка – полочка». В этой игре так же можно подбирать слова на закрепляемый звук.
* Игра «Скажи наоборот» - развитие лексико – грамматического строя речи. Взрослый объясняет: «Я буду называть тебе слова, а ты подумай и скажи наоборот. Например, холодный – горячий». Подбирать можно не только слова-признаки (теплый, черный, веселый, большой, толстый т. д.), но и слова-действия (поднимается - опускается, ныряет - выныривает, подходит – отходит, садится – встает и т. д.).
* Игра «Эхо» - игра на автоматизацию звуков. Взрослый выбирает звук, который будет автоматизировать и говорит ребенку: «Мы с тобой попадаем в горы, а там эхо (объясняет, что такое эхо). Я буду громко и четко произносить слова, а ты, как моё эхо, будешь два раза повторять его так же громко и четко». Главное, следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук, который вы хотите закрепить.
* Игра «Кто больше». Эта игра для детей, у которых хорошо развит словарный запас. Взрослый и ребенок по очереди называют слова на заданный звук (можно взять за основу звук, который автоматизируется). Конечно, взрослый может немного подыграть ребенку и дать почувствовать себя победителем!
* Игра «Сосчитай-ка до 5». Игра на развитие лексико-грамматического строя речи и автоматизацию звука. Взрослый предлагает ребенку слово (можно взять картинку, предмет обихода, любой предмет на улице) и предложить ребенку пофантазировать и сосчитать данный предмет до 5. Обращать внимание необходимо на правильное изменение окончания слова. Например, один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов. Слова так же можно подбирать на закрепляемый звук и следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил заданный звук. Совет! Прежде, чем предлагать слово ребенку, просчитайте его сами, т. к. в русском языке есть слова, которые сложно правильно изменить.
Логопед в детском саду проводит индивидуальные и групповые занятия.
На индивидуальных занятиях решаются вопросы по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры речи.
Групповые занятия проводятся по лексическим темам. Например: "Овощи", "Фрукты", "Космос", "Профессии" и т.д.
На этих занятиях логопед помогает детям расширять словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи (учит изменять слова по падежам, правильно проговаривая окончания, образовывать в уменьшительно - ласкательные формы слов, множественное число, подбирать прилагательные, глаголы к существительным и т.д.), учит правильно пересказывать, составлять разные виды рассказов.
А также проводятся групповые занятия по подготовке к обучению грамоте и письму, где дошкольники изучают буквы и звуки (гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), выполняют звуко - буквенный и слоговой анализ слов, строят предложения и анализируют их.
Кроме того, логопеды ведут кружок по обучению грамоте "АБВГД- ейка".
Дошкольники в нетрадиционной форме учатся читать и писать, условно обозначать гласные и согласные звуки, работать в тетрадях.
Обучение чтению старших дошкольников
На логопедических занятиях проводится обучение навыкам чтения детей старшего дошкольного возраста. Используется магнитная доска, печатание букв, слогов, слов и предложений.
Дети участся читать слоговые ряды, составлять слова из букв, слогов.
На первом этапе учим и запоминаем буквы.
2 этап включает чтение слогов разной степени трудности.
На 3м этапе учимся читать и понимать смысл прочитанного.
На 4 этапе читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого -то смыслового целого: словосочестания, предложения, текста.
Процесс обучения чтению носит поступальный характер: от простого - освоения букв и звуков, правильного их произношения, к более сложному - составлению слогов, слов и целых предложений. В результате ребёнок не только осваивает чтение, но и развивается в целом, он начинает проявлять большой интерес ко всему новому и яркому.
Коррекция звукопроизношения.
Коррекция звукопроизношения осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.
Логопедические занятия включают в себя артикуляционную гимнастику, при необходимости массаж органов артикуляции, а также развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слов.
Артикуляционная гимнастика проводится с использованием игровых приёмов. Например, логопедический бегемот Жужа помогает ребёнку закрепить правильный артикуляционный уклад.
При проведении логомассажа используются зондозаменители. Например, одноразовые ватные палочки.
Для формирования направленной воздушной струи и силы выдоха используются такие игровые пособия, как различные ветерки, ватные шарики, бумажные салфетки, мыльные пузыри и т.п.
ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ
На групповых логопедичесих занятиях обучение строится по принципу изучения лексических тем. Так, на первой неделе февраля изучали диких животных.
Воспитанники актуализируют свой пассивный и активный словарь, учатся подбирать слова - родственники (однокоренные слова) к заданному слову, закрепляют умения называть слова ласково, во множественном числе, правильно составлять предложения.
Совершенствуют навыки подбора нескольких прилагательных к одному существительному. Например, лиса какая? - рыжая, пушистая, быстрая, ловкая, тонколапая, остроухая и п.д.
Дошкольники на глобусе показывают место обитания различных животных в живой природе. Учатся находить взаимосвязь между местом обитания и внешним видом, характером питания животных.
Что такое "ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ"?
На занятиях по обучению грамоте дети изучают звуки и буквы, узнают, чем отличается слог от слова, усваивают понятие "предложение".
На первых этапах дошкольники учатся выделять звук среди других звуков, тем самым развивая свое слуховое восприятие и внимание. Далее учится ребёнок выделять заданный звук в слове, определять его позицию в слове ( в начале слова этот звук находится, в конце или в середине слова), придумывать / вспоминать слова с заданным звуком. Дети знакомятся с графическим изображением звуков - БУКВАМИ.
Для запоминания графического изображения букв учителя - логопеды используют разные методы и приёмы, в том числе выкладывание буквы из счётных палочек.
Для развития зрительно - пространственной координации на листе бумаги дошкольникам первого года обучения (5 - 6 лет) в тетради обозначают зрительные ориентиры - красные линии. Когда ребёнок научится печатать буквы правильно, не выходить за контуры, зрительные ориентиры педагог уже не обозначает в тетради.
На следующем этапе дошкольники учатся из изученных букв составлять короткие слова, читать слова. Слова складывать в предложения. Правильно записывать предложения в тетради.
Воспитанники учатся считать количество слов в предложении, составлять / придумывать предложения с нужным количеством слов.
Параллельно совершенствуются графо -моторные навыки, ребята уверенно печатают буквы, слоги и слова в своих рабочих тетрадях. Дошкольники ко второму году обучения (6 - 7 лет) достаточно легко ориентируются на листе бумаги: отступают 1 клетку вниз, печатают буквы высотой в 1 клетку, заглавные буквы - высотой 2 клетки.
Занятия по обучению грамоте, навыков звукового анализа и синтеза очень важны для дальнейшего успешного обучения в школе, для правильного написания слов и предложений.